пример публикации за период 01/04/17-10/04/17
07/04/2017 Ссылка на материал
Говорите, вас слушают

Кто заглянет в душу ребенка?

Уже год при Красноярском региональном центре психолого-медико-социального сопровождения работает детский телефон доверия. «Тревожную» трубку берут квалифицированные специалисты, которые отвечают на вопросы подростков и родителей, дают консультации, помогают найти выход из трудных жизненных ситуаций. Одна из таких специалистов — Наталья МАХОВА. По образованию клинический психолог, нарколог, много лет помогала наркозависимым. Сейчас в центре работает в сфере семейной, детской и подростковой психологии, каждый день консультирует детей и их родителей. Как и ее коллеги, дежурит на телефоне доверия. Наш корреспондент встретился с Натальей Анатольевной, и она рассказала о том, с какими проблемами ей приходится сталкиваться в повседневной практике, поделилась своим взглядом на то, как эти проблемы можно и нужно решать.

Психология — не психиатрия!

— Раньше, в СССР, психология была чуть ли не под запретом — не принято было ходить к психологам, делиться с ними своими тревогами, переживаниями. С детьми и подростками кто занимался, кроме школы? Бабушка поговорит, мама пожалеет, папа, может, и ремня поддаст. Вот и вся «психология». Но сейчас мы живем в другое время, и есть достаточно мест, где люди могут получить психологическую поддержку. Однако грамотность населения в этой сфере оставляет желать лучшего, нет культуры общения с психологом. Ее нужно развивать, объяснять людям: нет ничего зазорного в том, чтобы обратиться к специалисту, который поможет разобраться в самом себе, решить проблемы в семье, с детьми… Чем мы, собственно, в нашем центре и занимаемся. В том числе и с помощью телефона доверия. У нас ведь до сих пор некоторые путают психологию с психиатрией: «Что, к психиатру меня поведете? Я здоров!» Люди не умеют заботиться о душевном здоровье — своем и своих близких. И к психологу приходят уже тогда, когда проблемы зашли слишком далеко, когда их видно невооруженным глазом.

Само не рассосется!

— Номер нашего телефона доверия родители наркозависимых детей передают из рук в руки. Они звонят нам: «С моим ребенком что-то не так». Приглашаем их, начинаем работать. Но, к сожалению, не все родители такие ответственные. Некоторые боятся заявлять о проблеме, пытаются ее скрыть. Потому что это больно, страшно, стыдно. Но здесь другого надо бояться — того, что зависимость зайдет слишком далеко, когда с ней будет гораздо трудней справиться. Чем раньше в ситуацию вмешается психолог, тем лучше. Если вы заметили, что у ребенка поменялось настроение, он часто уединяется, начинает грубить, становится каким-то необычным… это уже звоночек. Конечно, такие «симптомы» могут быть и проявлением переломного возраста. Но здесь лучше перестраховаться и сходить к специалисту. Сами вы с этой бедой не справитесь. Надо идти к людям, которые о ней знают больше вас. Нет, мы у себя в центре не лечим наркозависимых и не ставим их на учет. Но мы можем подсказать родителям путь, по которому надо двигаться, снять тревоги, страх. Решим вместе, что можно сделать, куда обратиться.

Детки в «сетке»

— Матрица — вот бич нашего времени, причина большинства психологических проблем у детей! Их накрыл цифровой мир — гаджеты, компьютеры, Интернет. Не умеют общаться в реальной жизни, не умеют разговаривать со сверстниками, перестали улыбаться, разучились смотреть друг другу в глаза. Впрочем, и взрослые -тоже. Отсюда депрессии, уход в себя, риск суицидальных наклонностей. Очень трудно выдернуть их из виртуального мира. Особенно девочек — романтичных, доверчивых, наивных, которые чего-то ищут… Они уходят туда с головой, пытаясь в соцсетях найти ответы на волнующие их вопросы. Общаются непонятно с кем, а это опасно. Начинаешь выяснять: почему она именно там ищет отдушину, доверяя свои тайны незнакомым людям, которых и в глаза не видела? Оказывается, у этой девочки не все ладно в семье. И не только из-за того, что трудный возраст. Семейной гармонии нет, понимания. А есть серьезные трудности, на взгляд специалиста. А на взгляд родителей — все нормально. Ребенок одет-обут, накормлен, ни в чем не нуждается. А что у него на душе? Что его мучает?

Мы, психологи центра, тоже сейчас выходим в соцсети. Не для того, чтобы поучать. А чтобы подсказать, помочь. Нам надо держать руку на пульсе. Знать, чем дышат подростки, что их волнует. Это требование времени: если они живут в Интернете, мы, специалисты, должны прийти к ним. Чтобы ребенок не попал в какие-то опасные группы.

Со мною что-то происходит…

— Звонят нам и дети, и их родители — 50 на 50. Типичный звонок от подростка 14-16 лет: «Я не знаю, что со мной происходит.» Или: «Я не хочу жить!» Жалуются на сложные взаимоотношения с родителями, которым «трудно угодить», на непонимание в семье, на депрессию. Часто звонят девочки, у которых в этом возрасте появляется первая любовь: «Меня парень бросил, мне тяжело.» Или: «Мой друг употребляет наркотики» — таких звонков, увы, много. Часто дети рассказывают о своих проблемах так. что аж задыхаются. Чувствуется: наболело! По телефону я пытаюсь снять это напряжение, определить какую-то точку опоры, с которой мы начнем работу с ребенком. Моя задача как специалиста — отыскать хоть какой-то маленький плюсик в человеке и начать от него двигаться. Надо почувствовать душу ребенка, помочь найти ему то хорошее, что заставит его улыбнуться этому миру. Как правило, разговор по телефону доверия продолжается у нас в центре, на личном приеме, куда ребенок приходит вместе с родителями. Нет, мы не требуем от него, чтобы он их к нам привел, ни в коем случае! Просто так строим разговор — доверительно, доброжелательно, — чтобы ребенок сам этого захотел. Я не учу их, как жить, просто даю возможность высказаться. Чтобы дальше объяснить, что с ними сейчас происходит. В этом возрасте у подростков идут серьезные гормональные изменения, которые человек в принципе контролировать не может. Объясняю им: ты просто взрослеешь.

Многие дети, которые нам звонят, растут в неполных семьях, им элементарно не хватает ласки, объятий. Поговоришь с ним по душам, обнимешь на прощание, и видишь, как уже после первого визита к специалисту ребенок распрямляется, оттаивает, у него появляется надежда и уверенность в себе.

Настоящие эмоции

— Часто обращаются родители, у детей которых компьютерная зависимость. Это просто катастрофа. Основная причина агрессивности и депрессий у подростков.

А ведь что такое эта зависимость? Нарушение эндорфинного баланса. Люди не умеют получать положительные эмоции другим способом, кроме как через компьютерные игры, соцсети. Дети не знают, что такое праздник, приятные ощущения. Что такое сама жизнь. Им не рассказали и не показали, что такие ощущения можно получать через реальное общение, какую-то полезную деятельность. Да просто через созерцание! У нас был проект, и в нем один мальчишка занял первое место. Он написал сочинение, как ходил с дедом в Саяны. Вот где были эмоции! И физическая деятельность, и визуальные впечатления, и какие-то новые знания и умения ребенок получил.

Дайте детям возможность развиваться в процессе отдыха. Сходите вместе в поход, сплавьтесь по реке, научите сына спускаться с горы на лыжах. У нас ведь в Сибири есть для этого все возможности. Озера Хакасии, Столбы, тайга. Общайтесь с природой и своим ребенком. Вот где хорошие эмоции. Выдерните, наконец, подростка из-за компьютера! Покажите ему, что есть другой мир — настоящий.

Найти свою дорогу

— Работать с одним ребенком по какой-то проблеме, которая общая для многих, не всегда эффективно. Поэтому мы собираем детей и их родителей в небольшие группы и проводим коллективные занятия.

На базе нашего центра работает служба профилактики отклоняющегося поведения детей и подростков. Каждую неделю проводятся групповые консультации для родителей по теме: «Проблемы зависимых и созависимых отношений в семье», на которых мы выявляем и обсуждаем причины асоциального поведения трудных подростков.

Сейчас набирается группа 10-11-леток, у которых есть трудности в общении со сверстниками, их травят в классе, в школе. Они пришли к нам через телефон доверия — родители звонили.

На таких занятиях дети сначала заполняют тесты, им это нравится, они любят о себе что-то узнавать. Уже на этом этапе у нас с ними налаживается контакт. Работаем по специальным методикам, их много. Делаем упражнения, задания, вместе преодолеваем трудности, с которыми они сталкиваются в школе. Нам надо понять, какая у ребенка ведущая способность. У кого-то есть спортивные наклонности. А кто-то может хорошо рисовать, танцевать или петь — это и станет точкой опоры, от которой мы оттолкнемся, чтобы ребенок поверил в свои силы.

Работаем с детьми, у которых синдром гиперактивности, дефицита внимания. Это особенные дети, они находятся в группе первостепенного риска в плане девиантного поведения и требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психологов.

Мы помогаем детям разобраться, что у них внутри, определить перспективы своей жизни, чтобы выстроить каким-то образом свою лестницу, по которой они будут двигаться дальше.