Новости
16.02.2018
Улыбающаяся депрессия

Оказывается, депрессии подвержены дети, причём иногда с пелёнок.

Принято считать, что депрессия – это только для взрослых, уже испытавших на себе тяготы повседневности. Но, оказывается, ей подвержены и дети, причём иногда с пелёнок. Общество до сих пор относится к этому явлению скептически, но на самом деле депрессия способна толкнуть маленького человека на очень большие ошибки.

Как вовремя распознать депрессию и помочь ребёнку справиться с ней, рассказали ИА «Хабаровский край сегодня» психологи Центра психологии и психотерапии «КПД» Константин Ким и Анастасия Кучеренко. 

— Детскую депрессию называют «улыбающейся», потому что её очень сложно обнаружить. По взрослому человеку видно, что ему грустно, что-то его гнетёт. С детьми не так. Кажется, обычный ребёнок – бегает, смеется. Но детская депрессия имеет множество масок. Она может проявляться в виде нарушений сна, аппетита, а также эмоциональных вспышек – приступов тревоги, гнева, агрессии. Для подросткового возраста – это алкоголизм, нарушение пищевого поведения – булемия, анорексия, нервное переедание. Эти состояния запускает именно депрессия, – рассказывает Константин Ким.

Причины развития депрессии в каждом возрасте разные. Исследования показывают, что ребёнок может испытывать её чуть ли не с рождения. У малышей от 0 до 3 лет она может быть обусловлена биологическими факторами: особенностями протекания беременности и родов, либо разрывом связи с матерью. В дошкольном возрасте предпосылками развития депрессии служат взаимодействие с родителями или дисгармоничные стили воспитания – гиперопека или, наоборот, попустительство, а в подростковом – проблемы со сверстниками и самореализацией.

Вместе и рядом — разные вещи

Как же предупредить развитие депрессии? Профилактика начинает ещё во младенчестве. Первые годы жизни дети не идентифицируют себя отдельно от матери. Но, это не значит, что контакт должен быть непрерывным.

– Нужно дозированное взаимодействие. Такое, при котором ребёнок чувствует мать, её заботу, ощущает себя в безопасности. Если внимания слишком много, запускаются негативные процессы. В дальнейшем это грозит тем, что он без мамы будет плохо адаптироваться, например, в детском саду, – говорит Анастасия Кучеренко

В дошкольном возрасте очень важно установить с ребёнком доверительные отношения, которые позволят в дальнейшем избежать многих проблем. Они начинаются с совместного времяпровождения. Специалисты говорят, что нужно делать выбор в пользу не продолжительности, а качества контактов с детьми. 

– Необходимо полное включение в совместные занятия. Вместе рисовать, читать, играть, а не мыть посуду, пока ребёнок смотрит мультики. Быть рядом и вместе – разные вещи. Большую роль играет и то, как мама выстраивает диалог. Она должна делиться своими чувствами: «Я рада, что мы с тобой сегодня будем вместе рисовать». Это установка на партнерское взаимодействие, – говорит Анастасия Кучеренко.

Родители должны следить, как часто у них происходит теплый эмоциональный контакт с ребенком. Не формальный: «Привет, что ты кушал?». Нужно чаще общаться на важные темы: обсуждать мультфильм, семейные события, планировать дни рождения и другие праздники.

– Сложный период в жизни ребёнка – это поступление в школу. К новым условиям нужно адаптироваться, поэтому первый месяц у детей часто наблюдается тревожность. Это естественно. Но, если процесс затянулся, то можно говорить о формировании невротических и депрессивных состояний. Причиной могут быть и плохие оценки, и отсутствие друзей. Если депрессию вызвало плохое отношение к нему коллектива, травля, можно решить эту проблему переводом в другую школу. Если же ребёнок сам не может социально реализоваться, нужно обращаться к психологу и разбираться с тем, что происходит в семье, – объясняет Константин Ким.

Контроль или доверие? 

В подростковом периоде фокус внимания ребенка смещается на его межличностные отношения и самореализацию. Здесь причиной депрессии могут стать невозможность выстроить отношения с противоположным полом, сверстниками, низкая самооценка. Его поведение носит самообвинительный характер: «Меня никто не любит, я никому не нужен, я никчёмный». Когда он не может с этим сам справиться, начинается депрессия. Часто её проявления – алкоголь, курение, игромания. С их помощью подросток абстрагируется от реального мира и своих проблем.

Что должен делать родитель в таких случаях? 

– К сожалению, для многих родителей депрессия ребёнка становится очевидна только, когда они замечают порезы на руках. Самоповреждение и попытки суицида – это уже последствия. Мама думает: «Как же так? Всё же было хорошо?». Нет, воспитательная работа с ребенком была изначально выстроена неправильно. Предпосылки депрессии можно заметить только, когда есть доверие между ребенком и родителем. В обратном случае никакой гиперконтроль не поможет их обнаружить, – говорит Анастасия Кучеренко. – Ни чтение переписок в соцсетях, ни геолокация на телефоне. 

Родители делают большую ошибку, когда пытаются оградить ребенка от неприятностей через гиперопеку. Это лишь усугубляет эмоциональное состояние, ведь чем взрослее он становится, тем больше склонен к независимости. Гиперконтроль всегда подрывает доверие между родителями и детьми. 

– Хороший ориентир для родителей – делится ли ребенок своими проблемами? – говорит Константин Ким. – Рассказывает ли о своих любовных переживаниях, проблемах с друзьями? В таком случае при возникновении депрессии родитель всегда заметит неладное. Нужно интересоваться не только тем, что ребенок поел, какую оценку получил, а его внутренним состоянием. Спрашивать, что нового у друзей, как отношения с учителями. Тогда ребенок чувствует себя принятым, знает, что всегда получит поддержку родителя и у него формируется базовая уверенность.

Эмоциональное убежище

Не имея доверительных отношений с родителями, депрессивный подросток ищет поддержки в сообществах, которые часто носят деструктивный характер. Это не только субкультуры готов, анархистов и эмо, но и «группы смерти» в социальных сетях. 

– Это новое явление – прежде всего протест против каких-то социальных норм и способ принять себя, попав в компанию подобных. Там они делятся своими историями и находят эмоциональное убежище. Главное не путать следствие и причину – не «группы смерти» подталкивают ребенка к суициду. Ребенок вступает в эту группу уже с предпосылками к нему, – считает Константин Ким.

Самое главное, обнаружив связь подростка с этими группами, не порицать, не запрещать интернет – это не работает. Нужно начинать разговор, попытаться выяснить почему ему это интересно.

– Нужно обязательно выражать принятие ребенка в разговоре – говорить ему о своих чувствах: «Мне это очень встревожило», – советует Анастасия Кучеренко. – Нельзя говорить, что он плохой и плохо поступает. Гармоничное взаимодействие – это первый шаг к решению проблем. Главная профилактика – это доверие. Если ребенок доверяет родителям, о его неприятностях они узнают первыми, и не придётся шпионить.

Для лечения депрессии Всемирная организация здравоохранения рекомендует когнитивно-поведенческую и интерперсональную психотерапию.

Источник>>