Чучело и все остальные

Нашумевшая история девочки Таси Перчиковой из деревни Томсино Псковской области, которая написала письмо президенту, при всей своей запутанности и неоднозначности в очередной раз обнажила очень неприятный тренд: буллинг или, по-русски говоря, травлю.
«Чучела» есть в каждой школе, и знаменитый фильм Ролана Быкова с Кристиной Орбакайте в главной роли по-прежнему актуален. По данным Центра толерантности, сегодня в России каждый пятый ребенок регулярно сталкивается с издевательствами и запугиванием в реальной жизни или в интернете, а каждый четвертый — выступает в качестве агрессора.

На днях была представлена программа для школ «Каждый важен». Это будет своего рода ликбез реакции на травлю. К новому учебному году будут готовы восемь интерактивных программ для средней и старшей школ, а также специальные рекомендации для родителей и учителей. К курсу приложат и мультимедийный контент. В общем, как обещают разработчики, все по последнему слову дополнительного образования.

Но смогут ли новомодные «кейсы» о сопереживании и сочувствии объяснить подростку, что травля — это отвратительно? Наивно же думать, что в классе, где «загоняют» слабого или чудного, расшаривают в интернете обманом добытые интимные фото, изводят учителя хамскими выходками на уроках, проникнутся к школьным прописным истинам.

Команда Центра толерантности делает ставку на свой опыт: уже несколько лет там проводят интерактивные занятия, меняющие климат в детских коллективах. Среди них знаменитый спектакль «Травля» Форум-театра, где зрители становятся актерами и режиссерами, вместе проходят через ситуацию травли и находят из нее выход.

— Программа адресована в первую очередь не агрессору, не жертвам буллинга, а молчаливому большинству, благодаря чьему негласному одобрению над человеком издеваются, — говорит директор Центра толерантности Анна Макарчук.

Эти молчаливые, а в классе всегда есть такие, воюют на стороне негодяя: он распоясывается, ищет зрителей и находит.

Ребенок поступил нестереотипно: написал письмо президенту, до самозабвения любит животных, со всеми обнимается… Другой!

— У каждого из нас бывает выплеск эмоций на поведение одноклассников: кто-то кому-то водой в лицо плеснул, книжкой по парте стукнул, заорал или дверью хлопнул так, что штукатурка посыпалась. Это не буллинг, — кандидат психологических наук Елена Артамонова пытается очертить портрет классного агрессора. — Выбирают жертву и травят ее целенаправленно и планомерно, не эмоционально, а спокойно и расчетливо. А когда учитель начинает разбираться с ситуацией, те, кто травит, сразу становятся паиньками.

Конкретных рекомендаций, как, к примеру, в американских методиках борьбы с буллингом («улыбнитесь, скажите то-то, отойдите к окну…»), в программе не будет.

— Каждая история — отдельная судьба, отдельный характер, — специально для «РГ» прокомментировала Анна Макарчук травлю 12-летней Таси Перчиковой, организованную школьными подружками. — Жертвой буллинга становится прежде всего тот, кто чем-то необычным отличается. Феномен «белой вороны». Ребенок поступил нестереотипно: написал письмо президенту, до самозабвения любит животных, со всеми обнимается… Другой! Мы будем стремиться, чтобы в классах и школьных коллективах формировалась другая система, нетерпимая к травле. Чтобы дети не молчали, находили поддержку.

 

Кто такие «другие»? Прежде чем ответить на этот вопрос, Анна просит поднять руки тех присутствовавших на презентации журналистов, кто когда-либо подвергался травле. Из рук вырастает лес.
— Травят детей с физическими особенностями, гиперактивных, которых сейчас немало, очень часто — одаренных детей, они неудобны и даже иногда неприятны в общении. Но основная задача проекта — оградить от насилия любого, — объясняет кандидат психологических наук Елена Артамонова.

Жертвами становятся не только школьники, но и учителя. Они в основном абсолютно беззащитны, особенно если травля развертывается в Сети и агрессоры хладнокровно готовятся к ней, поручая детям месяцами записывать происходящее на уроке, а потом выкладывают на всеобщее обозрение смонтированные аудио- или видеоролики, и нормальный учитель кажется монстром.

Как выразился известный педагог Евгений Ямбург в одном из интервью «РГ», подлость модернизируется и набирает лайки. И первая причина этого — больная атмосфера в обществе.

Всероссийский профсоюз образования попытался выяснить причины травли учителей со стороны школьников, опросив 10 тысяч педагогов. Выяснилось, что учителя видят их в нынешней вседозволенности детей, плохом воспитании, неуважительном отношении к учителю со стороны родителей, позиции СМИ и интернет-сообщества, даже в переутомляемости детей и взрослых.

Компетентно

Сергей Бабуркин, омбудсмен в Ярославской области:

— В прошлом году я получил около 50 обращений, которые были связаны с проблемой буллинга. Причем в разных вариациях, когда травят и школьников, и педагогов. Такая же ситуация у моих коллег в других регионах. В аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ есть специальный отдел, который разбирается в случаях травли. Мы видим не только школьный буллинг, но и развитие его во взрослых коллективах: в студенческой среде, в воинских коллективах в виде пресловутой дедовщины, в местах лишения свободы, когда травля приобретает криминальный характер. Нарушаются права на личную неприкосновенность, на безопасность, достоинство личности и образование, а иногда и само право на жизнь оказывается под угрозой.

Листовки, где подробно рассказывается, как действовать, если столкнулся с травлей, можно скачать с сайта ярославского омбудсмена. Там же есть детский телефон доверия: 8-800-2000-122. На него можно бесплатно звонить из всех регионов России.

Источник>>

 

Поделиться в соцсетях:
Вернуться к списку статей
Читайте также