Доброжелательный голос: успокоит и поддержит

«Детский телефон доверия» уже десять лет действует в Хабаровском крае.

За время существования «Детского телефона доверия» хабаровские операторы приняли более 50 тысяч звонков, причем, из них поступили от детей только около 45%.

А вдруг кому-то помощь требуется больше?», «А не глупо ли мое обращение?», «Точно ли никто не узнает мою историю?» — колебаний перед первым звонком много. Но кто бы вы ни были и что бы ни рассказали — на том конце провода «телефона доверия» всегда выслушают и помогут найти решение. Работает такая служба в Хабаровске уже десять лет и с каждым годом доверившихся становится больше.

ПЕРВЫЕ ГУДКИ

Круглосуточно. Анонимно. Бесплатно. Уже 10 лет принципы работы «Детского телефона доверия» нерушимы, что и побуждает тысячи людей набирать цифры, которые неизменно на слуху: 8 — 800 — 2000 — 122. Звук набора номера, гудки. Волнительно? Возможно. Но доброжелательный голос на том конце провода всегда знает, как построить беседу, как выслушать наболевшее. Таким вот профессионалом, готовым прийти на помощь в трудные минуты жизни, стала хабаровчанка, назовем которую Анна Соколова. Имя это вымышленное, ведь и здесь соблюдается один из главных принципов работы «телефона доверия» — анонимность. Вот и выходит, что консультант — это нечто вроде неизвестного доброжелательного голоса, который успокоит и поддержит, поможет найти решение проблемы, силы и веру в себя. Между тем, звонки в службу поступают постоянно, поэтому и работают специалисты посменно: по 12 часов днем и по 12 ночью. В Хабаровске таких консультантов шесть, причем попасть в «телефон доверия» сможет не каждый. Так, работать здесь могут люди с высшим психологическим образованием.

 — Важно, чтобы это были не просто опытные психологи. Кандидату необходимо также пройти обучение телефонному консультированию по программам Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Никто не отменял и человеческие качества: эмпатию, желание выслушать и помочь, — говорит оператор.

К слову, определенное волнение испытывает не только звонящий, но и психологи, а точнее — стажеры, ведь и для них этот мир еще не изведан.

 — Поначалу страх неизвестности присутствовал, — с улыбкой признается Анна. — Но самым сложным для меня было ожидание звонка: что принесет беседа, с какими проблемами обратится человек? А вдруг он будет в истерике, а если на грани суицидального поступка? Что делать, хватит ли профессионализма? Да уж, такие вопросы волнуют многих новичков. Однако на все есть свое решение, и знания эти я применяю здесь уже 5 лет.

ПРИНЯТЬ КАЖДОГО

Что касается самих звонящих, то, несмотря на то, что «телефон доверия» — детский, обращаются к психологам и родители, и преподаватели ребят, да и обычные взрослые. В общении здесь никому не отказывают. А вот по продолжительности разговора есть определенные рекомендации — в среднем он должен длиться не больше 20 — 25 минут. Если же обращение экстренное или оно касается вопроса жизни и смерти, то время не ограничивается, ведь нужно постараться оказать максимальную помощь. Если у звонящего есть суицидальные намерения, консультант поможет разобраться: что именно толкает человека на этот шаг, какие сложности преследуют и как их можно решить. Если собеседник захочет и предоставит контактные данные, специалист «телефона доверия» поможет вызвать «скорую» или полицию. Анонимно могут позвонить и бдительные соседи, которые слышат, как в неблагополучной семье кричат, угрожают или причиняют вред ребенку. Они могут попросить принять меры, но в этом случае полученные сведения передаются в правоохранительные органы для проверки.

Однако такие звонки, скорее, единичные.

По большей части у консультантов просят совет или звонят, чтобы снизить эмоциональное напряжение и попытаться взглянуть на ситуацию со стороны. И одного звонка для этого вполне достаточно, равно как и для того, чтобы выговориться одиноким людям. Однако бывает, что жители края обращаются за консультацией чаще и, если у них возникает желание получить в дальнейшем очную помощь, специалисты могут подсказать определенные контакты: психологических центров, больниц и других учреждений.

ДЕТЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ИХ НЕ ОСУДЯТ

Отдельный, региональный номер «детского телефона доверия» в Хабаровске появился 10 лет назад, в мае. За время его существования операторы приняли более 50 тысяч звонков, причем из них только около 45% поступили от детей. Вообще, в последние годы число звонков от ребят увеличилось, и это не может не радовать психологов, ведь это значит, что подростки стали испытывать большее доверие к службе, значит они понимают, что все то, что будет озвучено, останется только между ребенком и оператором. В основном юных жителей края волнуют детско-родительские отношения, вопросы дружбы и влюбленности: как сгладить недопонимание в семье, как лучше помириться, как пригласить противоположный пол на первое свидание. — Бывает, дети звонят, чтобы разыграть. Например, попросят доставить пиццу или с иной выдуманной историей, смеются. Но консультант никогда не осудит, не будет ругаться или раздражаться. Мы понимаем, что ребенок должен быть уверен в том, что человеку, который возьмет трубку, можно доверять. А как это проверить? Да при помощи той же игровой ситуации, — говорит Анна Соколова.

И вот позже, оставшись наедине, ребенок набирает заветные цифры, чтобы поделиться реальной проблемой, получить совет: 12) 30 — 50 — 60, 8 (4212) 30 — 70 — 92. Вполне возможно, что начать разговор будет сложно, поэтому консультант вопросами поможет перейти к озвучиванию того, что беспокоит звонящего.

 — Я очень ценю и люблю свою работу, — продолжает оператор. — Конечно, порой приходится погружаться в сложные ситуации, переживать их, но у каждого психолога есть свои способы восстановления сил, в том числе можно прийти на супервизию к коллеге, чтобы тот помог разобраться с чувствами, терзающими тебя после звонка. Мне, например, перезагрузиться помогают бассейн, музыка, хороший фильм. Момент — и я снова в строю, радуюсь каждой беседе, каждому человеку, который решил мне довериться.

СПРАВКА Телефон доверия (линия жизни, кризисная линия, горячая линия, линия помощи) — дистанционная служба экстренной психологической помощи, предназначенная для оказания моральной, эмоциональной или духовной поддержки широким слоям населения. На территории России этот термин применяется как к службе экстренной психологической помощи, так и к телефонным службам государственных организаций, которые собирают или предоставляют населению различную информацию. Сотрудниками службы телефонов доверия являются психологи, педагоги или специально обученные люди.

Источник «Приамурские ведомости»

Поделиться в соцсетях:
Вернуться к списку статей
Читайте также