Новости
18.11.2019
Как заставить подростка учиться? (спойлер — никак)

Этот вопрос уже становится риторическим.

Этот вопрос уже становится риторическим. Одна из причин снижения познавательной мотивации в том, что учеба вследствие многих процессов и обстоятельств жизни ребенка не является ценной и значимой деятельностью.  

 

Найти первопричину важнее борьбы с последствиями.  Важно разобраться с причинами снижения интереса к учебе и уменьшить влияние этих событий и обстоятельств на жизнь ребенка. 

 

Возможные причины 

1. Вы раньше времени отдали ребенка в школу, переоценив его возможности. Теперь ему приходится все время «догонять» своих одноклассников. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Помнить, что интеллектуальные способности ребенка и зрелость его общих познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или запомнить. Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не «дозрел», терпеливо принимайте, что он – далеко не первый! Скорее всего, это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать ошибки, доверять. 

 

2. У ребенка отсутствует четкая организация жизни. Это во многом определяет школьные достижения! Если в повседневной жизни царит хаоса в планировании дня спонтанность, вряд ли можно ожидать от школьника организованности и дисциплинированности в учебе. Стихийный или очень динамичный график приводит к эмоциональному стрессу, утомлению, что вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать.  

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Грамотное управление своим временем  залог успешной и интересной жизни. Режим, четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода), уроки, потом – личные дела, игры, прогулка Привычный круг домашних обязанностей помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне. 

 

3. Жизнь ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Современные родители нередко стремятся создать для ребенка избыточную развивающую среду, пытаясь так спланировать каждый свободный час, чтобы он работал на развитие. С раннего детства – масса кружков, секций, репетиторов, настольных игр, музеев, развлечений. Ребенок устает от потока информации, от общения, и начинает инстинктивно их избегать.  

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Снизить темп и интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься любимыми делами или даже вовсе ничего не делать. 

 

4. Ребенок много времени проводит с гаджетами. В связи с этим у него формируется и закрепляется тип восприятия информации, который сейчас называют «клиповым мышлением» — предпочтение воспринимать информацию короткими фрагментамиПомимо этого, нервная система стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая за компьютером или «зависая» в телефоне. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Важно сбалансировать время, проведенное с гаджетами, с прикладной деятельностью, учитывая полезное время за компьютером: обозначая, что находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день, включать сюда время, проведенное, например, на сайте «Учи.ру» или потраченное на создание презентации для доклада. С возрастом это время может увеличиваться, но важно не забывать, что делать заметки и пользоваться будильником можно не только посредством телефона.  

Полезным будет сделать вместе с ребенком творческий план жизни и учебы с помощью стикеров, умных календарей-планеров, фотоколлажа, символизирующих конкретные события его плана-графика. В интернете и магазинах есть много ярких и интересных решений, которые понравятся как ребенку, так и требовательному подростку. Пусть он сам выберет стилистику и дизайн этого пространства, чтобы оно его вдохновляло и мотивировало. 

Kalendar-svoimi-rukami-20

 

5. Родители по-прежнему воспринимают подростка как маленького ребенка. Если родители не перестроили формат взаимоотношений с подросшим ребенком и по-прежнему решают ЗА него, не давая права планировать, контролировать, принимать решения и т.п., то ребенок входит в позицию «выученной беспомощности»  снижается уровень его инициативности и самостоятельности («Решите за меня. Мне все равно.»). Это не только приведет к тому, что вы будете сидеть НАД НИМ как «плохой полицейский»заставляя делать уроки и, но и в целом сформируете у него модель потребительского отношения к и жизни, и к вам. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Передавать ребенку ответственность не только за его личные дела, но и за некоторые семейные. Сегодня пусть он сам решит, в какой последовательности сделать уроки, завтра  когда он их готовит и готовит ли вообще, сам исправит или НЕ исправит плохую оценку, договорившись с учителем, сам выберет себе секции на год и т.п.  

Дайте возможность ребенку не только принимать решения за себя, но и спланировать общий семейный день, купить продукты для ужина или выходного дня, подобрать себе одежду на определенную сумму, ища скидки и распродажи в Интернете.  

 

Если у вас есть вопросы, сомнения, идеи — вы всегда можете позвонить на номер 8 800 2000 122 и получить поддержку и помощь.