Новости
19.05.2020
Помощь в период кризиса: интервью с психологами Детского телефона доверия

Что волновало абонентов телефона доверия в период кризиса? В чем им была особенно важна помощь и поддержка специалистов?

Специалисты службы Общероссийского Детского телефона доверия уже 10 лет находятся на психологической «передовой» и аккумулируют самую актуальную информацию о проблематике, с которой ежедневно сталкиваются современные семьи по всей стране. Сегодня  работу службы  в 85 регионах страны обеспечивают более 200 организаций, ежегодно психологи-консультанты принимают по миллиону обращений. В мае 2020 года ожидается десятимиллионный звонок.

Мы проанализировали обращения, которые доверяли психологам-консультантам абоненты Детского телефона доверия в период с марта по май 2020 года и выделили из них те, что были связаны с ситуацией самоизоляции, страхом эпидемии и социально-экономическими последствиями.

Что же на самом деле волновало абонентов телефона доверия в период кризиса? И в чем им была особенно важна помощь и поддержка специалистов? Мы задали вопросы  10 психологам Детского телефона доверия и обобщили полученные ответы в формате большого интервью.

— Увеличилось ли количество обращений во время карантина, заметили ли вы какую-то ключевую тему или специфику обращений в этот период? Выросло ли количество обращений, связанных с домашним насилием?

Массовой паники в связи с карантином и увеличения жалоб на домашнее насилие среди юных и взрослых абонентов мы на данный момент не наблюдаем. Начало карантина никак существенно не повлияло на количество звонков и тематику обращений, однако после первого продления режима самоизоляции мы ощутили, что повестка стала меняться. Звонки стали поступать чаще, и к традиционным проблемам в отношениях между детьми и родителями, а также в среде сверстников, добавились жалобы на усталость от карантина, апатию,  тревогу за будущее,  растерянность и страх заболеть.

Из-за длительного нахождения в четырех стенах накопилось много напряжения, что приводит к увеличению количества ссор между детьми и родителями. Многие абоненты жалуются на эмоциональную усталость и частые срывы на близких, людям все труднее контролировать свое состояние, но при этом все понимают важность поддержки и бережного отношения друг к другу.

Мы заметили, что несколько снизилось общее количество звонков от детей и подростков, что вполне объяснимо, поскольку ребятам стало сложнее уединиться. Дети часто бросают трубки из-за страха быть услышанными родителями и потом перезванивают, когда вновь появляется возможность.

По-прежнему поступает много традиционных запросов: о детско-родительских отношениях, о переживаниях детей и подростков из-за любви и дружбы, о предстоящих экзаменах и выборе профессионального, жизненного пути, о неуверенности в себе и чувстве одиночества.

— Что больше всего волновало родителей в этот период?

Родителям зачастую важно не только получить рекомендации по какой-то конкретной ситуации , но и просто выговориться, получить сочувствие в ситуации повышенной тревожности, потери работы, переживания за своих близких.  Особое место в обращениях родителей занимает стресс из-за навалившейся на них ответственности за организацию дистанционного обучения детей. Для многих это оказалось непосильной нагрузкой. Часто можно услышать фразы: “Я очень устала, я просто не представляла, во что это все выльется”, “У меня уже опускаются руки, и  больше нет сил”, “Из-за этой учебы у нас дома все на нервах”. Разговор с психологом в таких ситуациях — это своего рода маленькая  передышка, спасительная пауза. Это дает родителям ресурс.

Одна из самых болезненных тем для родителей — вопрос «Как заставить ребенка соблюдать карантин». Некоторые взрослые просто не могут справиться со своим детьми и дома разворачивается настоящая война. В такой ситуации главная задача родителя — абстрагироваться от своих панических страхов, «выключить» строгого контролера и увидеть боль и переживания своего ребенка. Если подросток привык много гулять, двигаться, у него широкий круг общения или есть романтические отношения, то для него ситуация изоляции – очень серьезный стресс.

Мы рекомендуем родителям поддержать своего бунтующего подростка, проявить сочувствие, озвучить ему все то, что с ним происходит, поделиться своими чувствами, помочь осознать, принять ситуацию. И только после этого пытаться договариваться о правилах и ждать от него проявления взрослой позиции. 

На основе ответов психологов на подобные вопросы мы подготовили универсальную статью с рекомендациями о том, как родителю справиться с подростком на самоизоляции

Еще одной важный вопрос для родителей —  как организовать быт и комфортную психологическую обстановку дома во время общего карантина, когда все члены семьи оказались заперты друг с другом в одной квартире. Многие родители не понимают, как совместить работу, учебу, быт и досуг и сохранить при этом личное самообладание и спокойствие в семье. Мы в этих случаях даем три базовые рекомендации:

  1. не пытаться все успеть в режиме самоизоляции и снизить требования к своим домочадцам, не брать на себя новые сверх задачи.

  2. организовать быт так, чтобы снизить риск столкновения интересов и применять специальные коммуникативные техники.

  3. научиться самим и научить членов своей семьи снимать нервное напряжение. 

Расширенные рекомендации психологов по этому вопросу изложены в статье, рассказывающей о том как сохранять спокойствие и беречь друг друга, пока все сидят дома. 

— С какими проблемами звонили основные абоненты Детского телефона доверия – подростки?

Звонков от подростков очень много, они по-прежнему самые активные абоненты службы Детского телефона доверия. Конечно же, они сильно негодуют из-за того, что им приходится сидеть дома, быть под постоянным присмотром родителей.

При общении с подростками  важно отнестись с уважением к их переживаниям, дать им свободу и пространство выразить свою злость, раздражение, разделить их чувства, и обязательно дать  рекомендации, как справляться с сильными негативными эмоциями. Психологи Детского телефона доверия предлагают абонентам попробовать специальные техники саморегуляции,  релаксации и цивилизованного реагирования на трудные ситуации.

Кроме того, подростки много жалуются на прокрастинацию, потерю мотивации, лень. В таких ситуациях мы рекомендуем конкретные техники планирования и управления временем, которые помогают организовать свою жизнь таким образом, чтобы с одной стороны все успевать, а с другой выполнять свои ежедневные дела легко и с удовольствием. 

Подробнее о техниках организации времени в статье «Как перестать лениться и начать планировать»

— А как же самые маленькие абоненты, звонят ли вам дети во время карантина, и в чем им требуется помощь?

Конечно, звонки от детей (8-11 лет) поступают. Самые юные абоненты жалуются на скуку, желание погулять, кто-то даже скучает по школе или кружкам. В общении с детьми важно оказать эмоциональную поддержку, помочь ребенку не отчаиваться, посмотреть на ситуацию как на возможность чему-то научиться, например терпению и выдержке, найти новое дело по душе.

Одна из самых значимых тем, по поводу которой звонят дети — их переживания из-за  ссор родителей между собой. Действительно во время карантина количество конфликтов и споров в семьях возросло. Дети всегда переживают остро семейные конфликты и принимают ссоры родителей  слишком близко к сердцу.

Мы давали ребятам следующие рекомендации:

  • Если ссорятся родители, в том числе из – за того, кто из них будет делать с вами уроки и выполнять домашние дела, нужно обязательно помнить о том, что вашей вины в этом нет.

  • Не нужно вмешиваться в их ссору и занимать чью-то сторону, пытаться помирить их или обижаться на них.

  • Не нужно пугать себя тем, что эта ссора приведет к серьезному конфликту и тем более разводу родителей.

  • Очень важно открыто рассказать взрослым о своих переживаниях и страхах. Для этого можно сказать следующие слова: “Я очень пугаюсь/расстраиваюсь, когда вы повышаете голос\кричите друг на друга”, “Мне очень плохо, если вы ссоритесь”.

  • Если сложно начать разговор лично, то можно написать им письмо. 

— Что бы вы пожелали всем абонентам Детского телефона доверия – тем, кто уже звонил или только собирается позвонить?

Помнить, что период кризиса, это не только ограничения и потери, но и возможность выхода на новый уровень, шанс научиться жить в ситуации постоянных изменений, возможность проверить себя на прочность, стать сильнее и увереннее.

Не стоит делить жизнь на «до и после» карантина. Мы живем здесь и сейчас, для многих из нас начался совершенно другой этап жизни и важно посмотреть на него, как на уникальный опыт. 

Сегодня нужно быть не просто сильными, но прежде всего гибкими, уметь проживать неопределенность и принимать нестандартные решения, учиться новым навыкам на ходу.

И в  сложные моменты жизни очень важно не  оставаться один на один со своими проблемами. Помните, что если вы или ваши близкие нуждаетесь в поддержке, вы всегда можете позвонить на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 и получить профессиональную психологическую помощь. Это безопасно, бесплатно и анонимно.