Новости
23.10.2020
Стать свидетелем школьной травли: разбор ситуации

Разбор часто встречающихся ситуаций психологами Детского телефона доверия

Ситуация:

Семья Игоря (имя изменено) переехала в другой район, в связи с чем мальчику пришлось сменить школу.

«Практически сразу я понял, что в новом классе есть парень до которого все докапываются. Его обзывают, передразнивают и смеются над ним. Однажды я увидел, что несколько парней зажали его в углу, и один из них ударил его в живот. Меня приняли нормально, в целом отношения с одноклассниками складываются без проблем. Мне жалко этого парня, но я боюсь, что если заступлюсь за него, то друзей у меня в классе не будет, или начнут издеваться уже надо мной. В старой школе такого не было. Конечно были ребята, над которыми прикалывались, но так откровенно и жестко никого не буллили, а тут прямо физически издеваются. Я не знаю, как поступить, с одной стороны, я хочу что-то сделать, а с другой — боюсь быть следующим”

 Комментарий психолога Детского телефона доверия:

Историй, как у Игоря, достаточно много — на Детский телефон доверия часто поступают звонки от ребят, которые стали свидетелями школьной травли. 

Буллинг может случиться в каждой школе, даже в самой образцовой. Игорь четко понимает, что одноклассника травят давно. Но ему страшно открыто его защитить, поставить на место обидчиков, ведь таким поведением он может спровоцировать агрессию и негативное внимание в свою сторону. Главный вопрос Игоря психологам: “Как помочь парню и при этом не навредить себе?”

Положение Игоря усложняется тем, что он новенький и пока не чувствует себя в классе уверенно и безопасно.  Поэтому мы задали ему вопросы о  первых днях в школе, предложили подумать о том, как ему удалось вызвать симпатию и завести приятельские отношения в классе с первых дней учебы. В процессе разговора Игорь осознал, что у него есть преимущества и сильные стороны — он умеет уверенно держаться в общении, занимается модным направлением уличного танца, хорошо учится, не хайпует и уважительно относится ко всем ребятам в классе. Это понимание придало Игорю уверенности, помогло меньше волноваться о себе и перестать запугивать себя возможностью стать новой жертвой.

Дальше было важно выбрать подходящую стратегию по остановке буллинга. Все свидетели травли без исключения испытывают страх и сомнения, это естественная реакция, каждый хочет себя защитить и избежать проблем. Кажется, что если промолчать, сделать вид, что не замечаешь происходящего, встать на сторону агрессора — ты будешь в безопасности. К сожалению, это иллюзия — угроза стать следующим остается до тех пор, пока в классе принято травить.

Мы объяснили Игорю, что его вмешательство в ситуацию может не только спасти одноклассника от травли, но и предотвратить появление в классе новых жертв. Дали важную рекомендацию: не брать всю ответственность на себя и не действовать в одиночку — найти поддержку в своем окружении: среди одноклассников, которые разделяют его позицию,  родителей, учителей, друзей за пределами школы, привлечь школьного психолога.

Поначалу Игорю было довольно сложно придумать, кто может ему помочь. Будучи новеньким, обсуждать открыто ситуацию с одноклассниками, он опасался. Родителей, занятых переездом и новой работой, беспокоить не хотел. Однако, в процессе разговора с нами,  он понял что без помощи взрослых не обойтись и их поддержка может быть важной для решения проблемы в классе. 

Вместе с психологом Игорь разработал  для себя следующую стратегию:

Рассказать родителям о ситуации в классе и заручиться их поддержкой.

Попросить их прийти в школу под предлогом того, чтобы узнать, как проходит адаптация Игоря в классе, и как бы невзначай спросить классного руководителя про мальчика, которого обижают. Сказать, что видели его в коридоре, и он показался им подавленным и забитым, спросить нет ли в школе или классе признаков травли, что делается для того, чтобы ее предотвратить и есть ли в школе анонимная почта, куда ученики могут  написать о различных школьных проблемах. Так Игорь, не выдавая себя, смог бы получить информацию об имеющихся в школе способах помощи и поддержки, и привлечь внимание классного руководителя к проблеме мальчика, которого травят.

Далее было решено наблюдать за действиями педагога и развитием ситуации. Если разговора родителей с классным руководителем будет недостаточно, то следующим шагом может быть отправка письма с подробным рассказом о том, кого травят, каким образом, и кто является зачинщиком травли, а также поднятие родителями темы буллинга в родительском чате, и далее инициативная группа может обратиться к директору с требованием разобраться в ситуации.

Игорю было понятно, что на определенном этапе оставаться анонимом не получится и заявить о своей позиции придется. Но для него важно было знание, что на его стороне будет много взрослых, и что когда начнут разбираться, кто-то еще из одноклассников точно расскажет о травле и тогда Игорь не будет один. Это придало ему уверенности. 

Также Игорь решил для себя, что если еще раз увидит, что одноклассника избивают, он вмешается и остановит это. Вместе с психологом Игорь заготовил несколько подходящих фраз: «Ребят, да хорош его мутузить, ему и так несладко, зачем нам всем такие проблемы, ведь такие штуки плохо заканчиваются». Также в подобных ситуациях  можно намекнуть на наличие камер в школе и том, что если проблема вскроется, то с классом начнет работать прокуратора, психологи и родители, всех начнут проверять и контролировать, завалят заданиями и воспитательными беседами. Это может заставить обидчиков остановиться и не  усложнять себе жизнь.

Популярен стереотип, что жаловаться стыдно, а доносить взрослым — явный признак слабости и детской позиции. Однако, сообщая о буллинге, как решил это сделать Игорь, и о своем нежелании с этим мириться, вы проявляете силу и защищаете не только жертву буллинга, но и всех (и себя в том числе). Возможно, если вы не оставите ситуацию как есть и попытаетесь ее изменить, вам удастся предотвратить страшное событие, например, попытку суицида жертвы травли, или совершение преступления со стороны буллеров.

Благодаря неравнодушию и проявленной смелости можно наладить отношения в классе, остановить травлю и сделать атмосферу в школе комфортной и безопасной для всех. Свидетель — это не доносчик, это посредник в деле справедливости.

Если вы узнали о случаях травли, вы и ваши родители могут сообщить о проблеме анонимно в проект www.травлинет.рф или позвонить на 8-800-200-19-10 – телефонная линия «Ребенок в опасности».