Новости
07.07.2020
Как мотивировать ребенка позитивной оценкой: техника эффективной похвалы

Похвала только тогда хороша, когда хорош тот, кто хвалит.
Мигель де Сервантес

Какие люди добиваются выдающихся результатов, а какие наоборот, теряют интерес, энергию и сдаются при первых же трудностях? Специалисты в области психологии поведения считают, что наиболее мотивированы и успешны те, кого хвалят и положительно оценивают.

Психологи Детского телефона доверия подготовили несколько практических рекомендаций и техник, как  использовать похвалу в качестве эффективного инструмента воспитания:

  1. Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные поступки, действия, слова, результаты. Общие слова типа «Ты – молодец, ты хороший» малоэффективны в качестве обратной связи и вряд ли могут помочь ребенку в осознании своих достоинств и успехов. Со временем слово «молодец» становится формальным.

В похвале надо указывать конкретные детали : «Вот это у тебя получилось особенно хорошо, потому что…», «Когда ты делаешь вот так, это здорово!.», «Ты прекрасно выступил, особенно мне понравилось, когда ты….», « Потому что….», «Ты справился даже здесь, хотя это было сложно…»

  1. Даже если ребенок не справился с задачей — нарисовал каракули, склеил модель, которая развалилась, купил не то, что было нужно, разбил вашу чашку, когда мыл посуду, — похвалите его за усилия и особенно за доведенное до конца дело: «Ты справился, хотя это было нелегко…».

Не акцентируйте внимание на неудаче —  это побуждает в ребенке желание практиковаться дальше и не бояться ошибок. Согласитесь, не хочется слышать от подростка: «Все, что я делаю, вас не устраивает. Делайте тогда все сами, я пас, раз вам невозможно угодить». Иногда нужно немного потерпеть и даже остановить себя, когда хочется сделать идеально, как вы обычно привыкли.

  1. Если вы знаете, что ребенок очень старался на этапе подготовки (особенно это касается  школьных оценок), но получил в итоге плохую оценку, то похвалите его за старание. Стоит не только разобрать ошибки, но и поднять школьнику настроение, чтобы в следующий раз все получилось лучше.

Ребенку важно понимать, что вы цените его усилия, а не только мнение  учителя. Ведь на итоговую оценку может влиять множество факторов, но самое важное — не спровоцировать своей критикой желание все бросить и сдаться.

  1. Помогайте ребенку самому оценивать себя. Используйте для этого технику уточняющих вопросов: «Что сам думаешь о том, что получилось?», « Тебе самому нравится?», « Что, на твой взгляд, получилось, как планировал, а что пока не вышло?», «Что, как тебе кажется, получилось лучше всего?», «Над чем еще нужно поработать?»

Адекватная самооценка  поддерживает мотивацию.  Учите ребенка видеть то, что у него получается, и поддерживайте там, где он терпит неудачу. 

  1. Чаще вспоминайте себя в возрасте ребенка. Хотелось бы, чтобы в подобной ситуации вас похвалили? Было ли обидно, когда родители игнорировали ваши успехи и воспринимали их как обычное дело?

К сожалению, часто мы фокусируемся только  на недостатках  и ошибках, а когда все идет по плану и сделано хорошо, зачем хвалить? Но для поддержания  устойчивой мотивации и формирования адекватной самооценки ребенку постоянно нужна сбалансированная обратная связь не только о его промахах, но и об успехах.

  1. Сопровождайте ваши слова ласковыми прикосновениями к ребенку, объятиями, поцелуями и поощряйте его сюрпризами, любимыми блюдами, маленькими подарочками и приятностями.

Тактильный контакт с родителями дает ребенку чувство защищенности, снимает тревожность. Особенно ребенок нуждается в этом в стрессовой ситуации.

Когда похвала может принести вред?

  1. Когда хвалят часто и незаслуженно: это приводит к тому, что ребенок перестает адекватно оценивать свои способности и возможности.
  2. Когда ребенок бросил дело на полпути. А при этом мы говорим: «Ну, ладно, ничего страшного. Ты – молодец. Ты попробовал, пытался…» Это может быть уместно с малышами, которые быстро устают и не могут оценить свои силы, но у школьников это разовьет безответственность.
  3. Если похвала – это прием, чтобы добиться от ребенка желаемого поведения. «Какой ты у меня молодец, ты у меня самый лучший, а теперь сделай …». Такая похвала — средство манипуляции ребенком. Плохо то, что ребенок не учится слышать себя и будет зависим от чужого одобрения.
  4. Когда в одной ситуации вы ругаете ребенка за что-то, а в другой – за это же хвалите. Ребенок перестает чувствовать стабильность и  теряет ценностные ориентиры.

Используя похвалу, помните, что это  мощнейшее оружие родительской любви может быть направлено как во благо, так и во вред.