Как научить подростка не обижаться?

Подростки очень чувствительны — задеть их за живое может любая мелочь. Обиду в этом возрасте переживают долго и болезненно, потому что нет жизненного опыта, зато бушуют гормоны и юношеский максимализм.

Обидчивые подростки не пытаются разрешить конфликтную ситуацию, а застревают в ссоре и самооправданиях. Они считают, что их недооценивают, недолюбливают, что редко соответствует действительности: согласно исследованиям, обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не являются в коллективе непопулярными или отвергаемыми.

«На обиженных воду возят»

Суть этой всем известной поговорки в том, что обижаться и долго держать обиду в себе не стоит — себе дороже, а фольклор, как известно, несет в себе мудрость веков.

Обида — разрушительное чувство: оно направлено непосредственно на самого человека, а не на того, кто обидел. Привычка обижаться — позиция малыша, не умеющего брать ответственность за свое настроение. Подростки мечтают поскорее стать взрослыми, следовательно, им надо научиться анализировать события и делать выводы.

Нельсону Манделе — лауреату Нобелевской премии мира — принадлежит отличный афоризм: «Обижаться и негодовать — это все равно что выпить яд в надежде, что он убьет твоих врагов».

Как только заметите, что подросток обижается по мелочам, принимайте меры: разговаривайте с ним о чувствах, разбирайте их, приводите примеры.

Схема работы с обидой

  1. Признать чувство. Первое и самое важное – научить подростка осознавать чувство обиды. Он должен признать, что его крик, слезы или молчание – это результат обиды, а не плохого настроения.
  2. Выяснить причину. Самое время проговорить и обсудить ситуацию. Что вызвало обиду? Что именно задело?
  3. Сверить внутренние показатели с реальностью. Постараться отбросить эмоции и посмотреть, что произошло на самом деле, ничего не преувеличивая и не додумывая. Возможно, обида надуманная.
  4. «Выставить счет» обидчику. Не надо замалчивать обиду, дуться, уходить от контакта — обида от этого никуда не денется. Надо высказать обидчику свое недовольство.

Если обидчивость приобрела масштабную форму, предложите своему подростку вести «Дневник обид». Формулировка может быть примерно такая: «Я понимаю, что твои обиды небезосновательны. Давай ты всю неделю будешь подробно записывать в дневник каждую обидную ситуацию: кто участвовал, действия и слова, что именно вызвало у тебя обиду. А в конце недели мы вместе в этом разберемся.».  

К концу недели, подросток успокоится. События, произошедшие несколько дней назад, будут выглядеть в совсем ином свете. Читая свои мысли и анализируя ситуацию, он сможет понять, насколько объективна была его реакция. Какой результат дала его обидчивость и решила ли она проблему? Как можно было лучше и безболезненней выйти из ситуации?

Важно! Донесите до ребенка, что его обида вредит только ему! Обидчику его чувства могут быть не только безразличны, но даже и неизвестны. И пока он обижается и мучается,  обидчик живет спокойной жизнью и даже не вспоминает об инциденте. Накопление обид и замалчивание проблем неконструктивно! Намного эффективней озвучивать свое мнение, проговаривать и обсуждать проблемы, искать оптимальные решения.

Если у вас есть вопросы — специалисты Детского телефона доверия 8 800 2000 122 всегда на связи!

Поделиться в соцсетях:
Вернуться к списку статей
Читайте также