Не умею принимать комплименты: смущаюсь или говорю глупости
Многие подростки признаются, что чувствуют неловкость и дискомфорт, когда слышат комплименты в свой адрес: не знают, что ответить или даже раздражаются. Вот и четырнадцатилетняя Оля пишет: «Даже если на мне красивое платье, совсем не хочется, чтобы кто-то заострял на этом внимание. В такие моменты я как будто оправдываюсь, и вместо «спасибо» мычу: «Оно уже старое» и стараюсь сменить тему. Вот что с этим делать?».
Психологи Детского телефона доверия считают, что учиться принимать комплименты нужно! Как всегда, начнем с поиска причин.
Самая распространенная причина — заниженная самооценка. Существует тесная взаимосвязь между самооценкой и умением принимать комплименты. При заниженной самооценке комплимент вызывает внутреннее противоречие – возникает дисбаланс между положительным содержанием комплимента и внутренним ощущением. В большинстве случаев люди с заниженной самооценкой не считают себя достойными похвалы.
Не всегда речь идет о заниженной самооценке в целом. Это может быть ситуативным моментом, когда, например, ты не справился с заданием и уверен, что хвалить тебя не за что, поэтому комплимент вызывает раздражение и неприятные чувства.
Неприязненное отношение к собеседнику. Если ты не дружен с собеседником или он вызывает неприятные эмоции, то и комплимент из его уст неприятен. Результат – двойной дискомфорт: от общения с этим человеком и от необходимости реагировать на его похвалу. Сделать вид, что ничего не услышал или уйти, отвернуться — не выход даже при общении с неприятными людьми. К неловкости добавится еще и чувство вины. Реальное спасение – это уверенное и достойное поведение.
Учимся принимать комплименты
Повышаем самооценку
Заниженная самооценка, пожалуй, самая сложно устраняемая причина. Она имеет глубокие корни, и без работы над собой здесь не обойтись. В этой статье ты найдешь способы поддержания адекватной самооценки Я ничем не увлекаюсь и ничего из себя не представляю .
Относимся проще
Попробуй проще относиться к комплиментам: не занимайся самобичеванием и анализом ситуации. Не нужно. Смотри на ситуацию позитивно – собеседник просто хочет тебя порадовать или как-то положительно отметить, ведь комплимент — это намеренное преувеличение достоинств человека с целью сделать ему приятное.
Ведем себя вежливо
Если у тебя, как у Оли, эта ситуация в целом вызывает дискомфорт, сократи ее по времени, минимизировав взаимодействие. Достаточно трех простейших действий:
- улыбнуться;
- сказать «спасибо»;
- замолчать. Не развивать тему, не объяснять, как ты этого достиг, и уж тем более не оправдываться, говоря, что в этом нет твоей заслуги
Меняем восприятие комплимента
Представь, что тебе предлагают символический подарок: ручку, конфету, открытку, яблоко — что угодно. Разве такое вызывает страх, требует объяснений или обязывает к чему-то? Конечно, нет! Комплимент – такой же символический подарок. Поэтому просто берем, улыбаемся и благодарим.
Уверены, что тебе понравится получать комплименты, но если вдруг не получится — звони на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — вместе мы решим эту проблему.