Новости
18.08.2017
Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?

Как перестроиться на новый учебный ритм?

С возращением после летних каникул и началом сентября звонки и обращения на детский телефон доверия 8-800-2000-122, как правило, возрастают и беспокоятся не только родители подростков, но и сами ребята и их учителя. Родителям важно знать, что у ребят перед выходом в школу и возвращением в учебную среду есть много переживаний и опасений, которые могут вызвать дополнительный стресс и усложнить адаптацию в начале учебного года.

Наиболее распространённые вопросы, которые волнуют подростков:

  • Как перестать нервничать перед выходом в новую школу и новый класс? Что нужно делать, чтобы произвести хорошее первое впечатление?
  • Как избежать комплексов из-за различий в том, как выросли сверстники и оценок друг друга?
  • Как сохранить отношения с друзьями по летнему лагерю и даче?
  • Как перестроиться на новый учебный ритм?
  • Как перестать переживать из — за того, что кто-то свой  отдых провел за границей, и имеет дорогие вещи, а ты нет?
  • Что делать с волнением по поводу новых учителей и школьных требований?
  • Что делать, если ты не успел за лето сделать все , что планировал ?
  • Как принять то, что за лето в семье произошло много изменений?
  • Как найти свое место под солнцем в новом коллективе после лета?
  • Как перестать нервничать из — за оценок и найти в себе силы, чтобы сразу хорошо учиться?
  • Как собраться и организовать себя?

Почему это происходит с нашими детьми?

Вместе с началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. И если у взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, то школьникам в этом плане намного сложнее и им нужна дополнительная помощь или совет, как настроиться на учебный год и новый ритм жизни, как сохранить отношения с новыми друзьями после лета и продолжить заниматься важными делами и увлечениями, как перестать переживать из-за отношений в классе и учителями. Также возможно для кого-то новый учебный год связан с возможным стрессом перехода в новую школу, профильный класс, увеличением количества ответственности и нагрузки из-за грядущих экзаменов, выбора вуза и колледжа и т.д.

Привыкшие за лето ложиться спать в более позднее время, а просыпаться, когда душа пожелает, дети очень болезненно переживают возвращение к режиму. Не хватает усидчивости и внимательности, желания работать и войти в процесс обучения. Они быстро устают и теряют интерес к занятиям, порой даже впадают в депрессивное состояние, которое отражается на здоровье нервной системы и общем самочувствии.

Это происходит по многим причинам. Дети более чутко, чем взрослые, воспринимают естественные природные изменения – смену погоды, укорачивание светового дня. Плюс переход от практически безграничной активности, доступной на каникулах, к ситуации, когда активность, поневоле приходится резко снизить. Ответная реакция – повышенная утомляемость, рассеянность, депрессивные проявления вроде подавленности, нервозности, раздражительности и прочее.

BoardsSchool

Очень важно родителям поддержать ребят  и помочь им понять:

  • Это нормальная ситуация, к которой можно готовиться заранее. Можно просить помощи и поддержки у кого-то из взрослых или специалистов-психологов.
  • Если тебе сложно, и у тебя возникают переживания, связанные скакими-либо из перечисленных вопросов, ты можешь позвонить на детский телефон доверия 8-800-2000-122 и получить бесплатную анонимную консультацию.
  • Стресс, связанный с началом учебного года, касается всех и влияет не только на детей и подростков, но и на взрослых, поэтому важно беречь друг друга и спокойно обсуждать все вопросы.

Что с этим делать?

В первую очередь отнестись с пониманием, проявите терпение и собственное умение сохранять спокойствие. Лучше избежать комментариев, которые вызовут дополнительное напряжение у ребенка, например, «учеба только началась, а ты уже ленишься, ничего не хочешь делать» только загонят ситуацию в тупик. Эффективнее придерживаться политики разумных поблажек и постепенного введения правил и требования, гибкого и понимающего контроля.

В период адаптации детей к школе после летних каникул важно уделить внимание трем основным моментам:

  • физической саморегуляции ребенка;
  • восстановлению навыков волевого контроля;
  • снижению конфликтности, возникающей из-за перевозбуждения и эмоциональной напряженности.

Физическая саморегуляция

Часто в вечернее время у детей появляется излишняя активность, которую родители принимают за то, что «ребенок не устал». В действительности возбуждение является признаком усталости! Вечером следует избегать долгих компьютерных игр, позднего просмотра фильмов и различных шоу. Важно дифференцировать время в зависимости от возраста вашего ребенка. Иногда можно организовать для ребенка спокойную атмосферу: можно приглушить свет, включить тихую музыку.

Замечательно, если вы вечером или перед сном побеседуете о впечатлениях, накопившихся за день, или обсудите фильм, чтобы эмоции и переживания были «отреагированы». В первые школьные дни, ребята активно обсуждают, как у кого прошло лето, они оценивают изменения друг в друге, выстраивают отношения с учителями, привыкают к новым требованиям. Все это может быть связано с большим количеством переживаний и вопросов, на которые ваш ребенок пока не знает ответа. Спокойная обстановка и откровенный разговор помогут снять накопившееся напряжение и улучшить сон ребенка. А это значит, утром он будет бодрым и готовым к новому учебному дню.

Волевой контроль

Начинайте заранее готовить ребенка к возвращению к прежнему образу жизни, это лучше делать как минимум за 1,5-2 недели до начала учебного года.

Первое, что необходимо сделать – поменять режим дня. За 15-7 дней до начала занятий, нужно начать приучать к ранним подъемам, а также очень важно приучить ребенка ложиться спать в одно и то же время вечером. В летние каникулы дети спали до обеда, а с сентября им придется вставать в 7 часов утра. Без предварительной подготовки это будет довольно проблематично. Однако такие ранние подъемы особенно для подростка должны быть обоснованы интересными делами. К примеру, поездкой куда-то, в турпоход, на выставку или уличный фестиваль, в магазин за новыми покупками. Для начала постепенно начинайте будить ребенка на полчаса раньше каждый день, соответственно, и спать отправляйте раньше.

Начало учебного года требует от ребенка необходимости сосредоточения на учебных задачах. Чтобы избежать споров и упреков, полезно составлять письменный план выполнения домашних заданий или других учебных поручений, школьных заданий, заданных на лето.

Обсудите совместно с ребенком причины изменения в режиме дня. Объясните и аргументируйте ребенку, почему теперь ему необходимо ложиться раньше, и вставать раньше. Возьмите в помощь современные средства и приложения на телефоне, чтобы ребенку было интересно и весело контролировать изменения в своем расписании. Это может быть своего рода увлекательной игрой для него.

Позаботьтесь об ограничении времени для игр за компьютером, планшетом и просмотра телевизора. Отвлеките ребенка на семейные дела и поставьте его на позицию взрослого человека, попросив его не только следить за собой, но и напоминать вам о чем-либо.

Снижение конфликтности

Излишнее возбуждение может послужить источником конфликтов. Важно понимать, что конфликт – это один из способов снять накопленное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие. Однако это происходит только тогда, когда взрослые, понимая происходящее, проявляют мудрость и выбирают адекватные способы реагирования на поведение детей. Важно постоянно обсуждать с ребенком все, что происходит в школе, семье и в его окружении для постепенного «отрегирования» возникающих переживаний. Часто в этот период ребенок может просить совета не только про себя, но и якобы про другого человека или жаловаться на что-то, отнеситесь к этому с пониманием и сопереживанием, ведь возможно вопрос или рассказ о ситуации в школе и друге, может быть на самом деле его личной историей.

Если вам показалось, что ребенка не хватает мнения специалиста или у вас в школе пока отсутствует психолог, то его наставником и помощников в этих вопросах могут стать специалисты детского телефона доверия.

fhkfjhfjk

Специалисты детского телефона доверия рекомендуют:

  • Помогите настроиться ребенку на первые школьные дни. Обсудите с ним, что ему хочется рассказать ребятам, какими впечатлениями поделиться, какие возможно подарки он хотел бы кому-то подарить и с кем провести первые дни. Вы можете пригласить его друзей в гости в первые дни, чтобы ребенок почувствовал вашу поддержку и готовность не лишать его ценного общения с друзьями по школе и что для вас его школьная жизнь это не только оценки и знания, но и его отношения с другими.
  • Транслируйте сами позитивный настрой и выбирайте подбадривающие слова, в которых ребенок почувствует вашу поддержку и вдохновение на познание новой информации, получение новых впечатлений и что начинается какой-то важный очередной этап в его жизни.
  • Продумайте интересную программу совместных семейных занятий и дел на сентябрь, которая поможет более плавно войти в учебный ритм и станет хорошей формой разгрузки после интенсивных занятий в школе.

А также:

  • Не говорите детям: «Каникулы кончились, пора трудиться» и не стоит также в августе пугать их, что остались считанные дни беззаботного отдыха и скоро тебя ждут школа. Не нужно делать эмоциональный акцент, что время, когда хорошо, заканчиваются и начинаются трудности и проблемы, связанные со школой, таким образом, Вы сами неосознанно программируете детей на стресс и восприятия начала учебного года как проблемы. Лучше транслировать, что будет просто по-другому, и что ты скоро увидишь любимых друзей и будет много нового и интересного.
  • Не стоит лишать детей сразу всех удовольствий, к которым они уже успели привыкнуть за время отдыха. Следует отметить, что в последние недели каникул для ребенка очень важным будет общение с друзьями. Не стоит препятствовать такому общению. Поверьте, оно принесет только положительные эмоции, ведь ребенку необходимо делиться впечатлениями, особенно о длительном летнем отдыхе.
  • С первого учебного дня не надо требовать от ребенка особенно высоких достижений, упрекать в том, что он разленился за время каникул. Дайте ему время постепенно войти в учебный ритм и адаптироваться без дополнительного давления и оценок с вашей стороны.
  • Определенно стоит уменьшить нагрузку, отложив по обоюдному соглашению дополнительные занятия (в кружках, секциях, c репетиторами) до октября-ноября.
  • Не спешите возвращать более строгий режим жизни, тем более что объективно нагрузки в школе еще невелики. Разрешайте ребенку чуть больше играть, смотреть телевизор или слушать музыку.
  • Обязательно следите за режимом ребенка. Продолжительный и, главное, здоровый сон непосредственно влияет на успехи в учебе. Дети, которые вдоволь высыпаются, реже становятся агрессивными, они менее конфликтные и с большим интересом относятся к занятиям.
  • Так же не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Оптимальное время на свежем воздухе для младших школьников — 3,5 часа, для подростков не менее 1-1,5, особенно для них важно поступление в кровь кислорода, так как у них повышенная утомляемость из-за его нехватки.
  • В начале осени полезно провести курс витаминной терапии для укрепления иммунитета (разумеется, подобранный специалистом). Он позволит свести к минимуму риск реальных проблем со здоровьем.

Помните, что ребенку не справиться с адаптационным периодом между летними каникулами и школьными буднями одному. Ему необходима поддержка, как дома, так и в школе.

Ваш совет и возможность обсудить первые дни в школе помогут избежать возможных конфликтов и проблем в дальнейшем. А звонок в службу детского телефона доверия 8-800-2000-122 поможет ребенку быстрее и проще решить ситуацию в начале года в случае, если ему нужен дополнительный взгляд со стороны и он боится делиться этим с вами в первые дни.

Как бы ни проходил период адаптации, важно как можно чаще говорить своему ребенку, что вы его любите таким, какой он есть. Именно это хочет услышать каждый ребенок и именно это позволяет ему преодолевать все трудности и чувствовать себя счастливым!

Для большинства школьников эмоциональный фон сентября чаще всего неоднозначен и зависит от многих факторов:

  • сколько друзей в классе;
  • как складываются отношения с педагогами;
  • какие требования в вопросах успеваемости предъявляются к ребенку;
  • насколько он им может соответствовать и т.д.

Специалистами подмечено, что зачастую начало учебного года омрачают ситуации расставания: с друзьями по лагерю, дачной компанией, бабушками-дедушками. Даже в каком-то плане с родителями: там, на море, были постоянно вместе, а теперь вновь целый день мамы и папы рядом нет или они теперь, прежде всего, входят в позицию контроля и все разговоры сводятся к оценкам и домашним заданиям вместо совместного отдыха.

Естественно, своеобразный эмоциональный вакуум со временем исчезнет, ребенок окунется в новую среду и привыкнет к новым формам общения, но почему бы не ускорить процесс, сгладить дискомфорт уже теперь?

pojvd

Что можно сделать?

Смены в лагерях обычно заканчиваются костром, задушевными беседами и воспоминаниями о том, что было хорошего. Нечто похожее можете устроить и вы, собравшись с семьей и друзьями если и не на пикник, то дома за празднично накрытым столом. Рассматривая летние фотографии и сувениры, делясь впечатлениями об отдыхе, обсуждая планы на грядущие каникулы, вы поможете ребенку мягко попрощаться с каникулярной порой и настроиться на новый период жизни.

Очень важно интересоваться состоянием дел в школе и наблюдать за эмоциональным состоянием ребенка, его переживания и истинное отношение к школе, его потребности.

Эти вопросы помогут «разговорить» ребенка и дадут вам возможность узнать, как на самом деле у него обстоят дела и что он думает о школе? Вы можете выбрать несколько вопросов и самое главное в естественной форме и непринужденной обстановке обсудить их, так чтобы ребенок не почувствовал себя как на допросе или скрытый психологический контекст ваших намерений.

  •           Что тебе сегодня больше всего понравилось в школе? Что не понравилось?
  •           Расскажи мне о том, что заставило тебя сегодня улыбнуться.
  •           Если бы ты мог выбирать, с кем сидеть, кто бы это был? А с кем тебе сидеть категорически не хочется? Почему?
  •           Где в школе тебе нравится больше всего?
  •           Скажи мне какое-нибудь странное\новое слово, которое ты сегодня узнал.
  •           Если я сегодня позвоню учительнице и спрошу о тебе, что она мне расскажет?
  •           Как ты сегодня помогал(а) одноклассникам?
  •           А тебе сегодня кто-то помогал?
  •           Расскажи мне, о чем ты сегодня узнал(а).
  •           Чувствовал(а) ли ты себя сегодня счастливым(ой)? Когда или в Какие моменты?
  •           Было ли в школе сегодня что-то скучное?
  •           Если бы вдруг в ваш класс прилетел космический корабль с инопланетянами и захотел бы кого-то из учеников забрать, кого бы ты им отдал(а)? (в шутку)
  •           С кем из ребят, с кем ты еще не общалась(лся), хотел(а) бы побыть вместе на перемене?
  •           Расскажи мне, что хорошего было сегодня в школе.
  •           Как ты думаешь, что в школе есть лишнего? Чем бы тебе хотелось заниматься меньше?
  •           Есть ли в классе мальчик или девочка, с кем ты бы мог(ла) вести себя лучше?
  •           Кто самый смешной в твоем классе? Как он умеет всех рассмешить?
  •           Какое блюдо в школьной столовой самое вкусное и наоборот?
  •           Если бы завтра тебе нужно было стать учителем, что бы ты сделал(а)?
  •           Как тебе кажется, стоит ли кому-то из учеников в вашем классе оттуда уйти? Почему?
  •           Если бы ты мог(ла) поменяться местами с другим учеником в классе, кто бы это был и почему?

Ответы на некоторые вопросы могут вас удивить. Например, вы вдруг выясните, что ребенок не хочет сидеть рядом с лучшим другом, чтобы иметь возможность больше играть и общаться с другими детьми.

Часто детям и подросткам сложно довериться или начать обсуждать подобные темы с родителями, особенно в период начала года, когда уровень требований от вас возрастает и объективно усиливается контроль с вашей стороны. Надежным ресурсом и помощником для вас и вашего ребенка может стать детский телефон доверия, обратившись в который вы можете или сами получить консультацию о том, как лучше адаптировать ребенка к школе и помочь ему избежать стресса, связанного с началом нового этапа в его школьной жизни и объяснить ему, что он сам может позвонить и задать все волнующие его вопросы об этом. Если ребенок волнуется и боится позвонить, он может написать в чат свой вопрос или прочитать специальный лайфхак о том, как работает наша служба и как его ровесники по итогам обращения смогли решить свои вопросы.

Лайфхак «Я вам пишу…а мог бы позвонить»

Желаем вам и вашему ребенку успешного начала года, легкого и яркого школьного старта, спокойного и интересного учебного года для всей вашей семьи.

С заботой о вас, специалисты детского телефона доверия.