Как избежать конфликтов: задаем правила для ребенка

В любом обществе существуют правила — без них царили бы анархия и беззаконие. И детям нужны четкие ориентиры, чтобы контролировать себя и в школе, и дома. Правила систематизируют мир ребенка, делают его более предсказуемым, но чтобы не было соблазна их нарушить, они должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть выполнимыми. При составлении необходимо учитывать возрастные и психологические особенности ребенка.
  • Не противоречить друг другу. Если регламентировать каждую секунду жизни ребенка, то правила будут противоречить друг другу и станут невыполнимыми.
  • Быть понятными. Вводя правила, необходимо объяснять, для чего они нужны и к каким последствиям приводят.
  • Правил не должно быть слишком много, иначе ребенок взбунтуется, потому что «все нельзя».
  • Иметь последствия. Какой смысл соблюдать правила, если за их нарушение ничего не грозит? Вместе с правилами необходимо установить санкции. Наказание ни в коем случае не должно быть физическим или унизительным.

Первое время соблюдение правил необходимо контролировать. Со временем, когда ребенок привыкнет и осознает последствия, он будет сам стремиться к соблюдению установленных правил.

Какие правила нужны школьникам?

В школе дети учатся не только жить по общественным правилам, но и помогать друг другу, дружить. Правила поведения в школе необходимо периодически проговаривать в семье, и хорошо бы это делать каждый раз после каникул. О чем важно говорить?

    1. Нормы поведения. Удивительно, но многие дети не знают, как правильно вести себя на уроке, во время перемены или по дороге в школу. Обязательно проговорите ключевые правила и проиграйте их с младшими школьниками.
    2. Отношения с одноклассниками. Стоит говорить о том, что важно быть вежливыми, категорически нельзя драться, обзываться, насмехаться, брать и портить чужие вещи.
    3. Отношения с педагогами. Следует разговаривать с ребенком о том, что в школе надо выполнять требования педагогов. Недопустимо дерзить взрослым, огрызаться, хамить.
    4. Внешний вид. Если школа не позволяет носить украшения, например, кольца и массивные серьги, красить волосы и ногти, то важно донести до подростка, что надо уважать эти правила и соблюдать их. Экспериментировать с внешностью можно на каникулах.
    5. Правила безопасности. И с младшими школьниками, и с подростками надо говорить о том, как вести себя на улице и как общаться с незнакомцами.

Дома у ребенка тоже должны быть правила. Они позволят ему безопасно использовать доверие родителей. Хорошо, когда эти правила охватывают разные стороны жизни и поддерживаются всеми членами семьи.

    1. Домашние задания. Чем старше ребенок, тем больше ответственности он может на себя брать. В первом классе дети, конечно, нуждаются в помощи. Во втором они уже могут выполнять домашние задания самостоятельно, а родители только проверять правильность их выполнения. С 3–4 класса это должно быть полностью ответственностью ребенка.
    2. Домашние обязанности. Современные дети часто совсем не имеют обязанностей, что, конечно, неправильно. При любой нагрузке ребенку надо делегировать посильные дела по дому.
    3. Отдых. Обязательно проговорите, как и сколько ребенок должен отдыхать. Старших школьников и подростков это тоже касается. Многие дети не умеют тормозить и вместо отдыха занимаются изучением дополнительных материалов или же смотрят в экран.

Чтобы понимать, соблюдает ребенок правила или нарушает договоренности, обязательно разговаривайте с ним. Спрашивайте не только об успехах, но и о сложностях, с которыми он сталкивается. И, конечно, приходите на помощь, если видите, что ребенку трудно.

Если у вас возникнут сложности с введением правил, звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — специалисты службы помогут вам разобраться в этом вопросе.

 

 

Поделиться в соцсетях:
Вернуться к списку статей
Читайте также