Новости
08.10.2019
Обидно до слез: как принимать конструктивную критику и защищаться от неконструктивной?

Все люди совершают ошибки, но не все учатся на них. Способность признавать собственные промахи развивает человека, так как помогает анализировать поступки, прогнозировать ситуации и делать выводы, что значительно сокращает количество просчетов в будущем.

Все люди совершают ошибки, но не все учатся на них. Способность признавать собственные промахи развивает человекатак как помогает анализировать поступки, прогнозировать ситуации и делать выводы, что значительно сокращает количество просчетов в будущем.  

 

Замечать свои ошибки нам часто помогают окружающиенужно только правильно реагировать на их оценки.  Для этого надо различать критику конструктивную, когда, желая помочь, нам делают разумные замечания, и деструктивную, когда нас только осуждают, обесценивают и обвиняют — от такой критики пользы нет, не надо к ней прислушиваться.  

 

Признаки деструктивной критики 

  • В ней нет никакой конкретики — все абстрактно и глобально, критика всегда только отрицательная, например: 

 «Ты – неудачник. Это получилось ужасно. Ты говорил какой-то бред»; 

 «Вечно ты тупишь. Ты ни на что не способна. Ты все делаешь не так, как надо». 

  • В ней часто присутствует сарказм, может быть даже скрытая агрессия, нередко бывают риторические вопросы, к примеру: 

«Ну, ты – красавчик! Посмотрите, тоже мне, самый умный нашелся. Ха, ты же за словом в карман не полезешь – всегда выдашь какой-нибудь прикол!»; 

«Ты что, сдурел, зачем так оделся?  Ты специально так смеешься, чтобы меня выбесить?  Ты вообще нормальная или нет?». 

  • Деструктивная критика обесценивает, принижает наши успехи, допустим: 

 «Да, ладно тебе! Что тут особенного?  Нашел, чем гордиться!»; 

 «Ну, может и нормально у тебя получилось, но есть те, кто получше может.  А вот я в прошлый раз как круто это сделала!», «Да это еще что, вот у меня действительно классно получилось, не то, что у тебя». 

 

Признаки критики конструктивной 

  • В ней есть баланс плюсов и минусов: «Ты четче и увереннее, чем в прошлый раз, сделала это движение, а вот над пластикой надо еще поработать». 
  • В ней рассматривается конкретная ситуациянапример: 

«Сегодня ты повел себя безответственно, когда опоздал на 45 минут, хотя обещал прийти вовремя». 

        «Выступая сегодня в третьей сцене, ты держался не очень уверенно, и кажется, даже забыл слова — тебе надо больше репетировать». 

  • Замечание звучит, как мнение, а не как приговор:  

«Это мое мнение, и, возможно я не знаю всей ситуации, но, мне кажется, не надо первой ему звонить и писать, он парень и пусть сам проявит инициативу». 

  • В ней есть предложения по исправлению ситуации: 

         «Будет здорово, если в следующий раз ты позвонишь или напишешь, если будешь задерживаться,  чтобы я не терял зря времени и не мерз на улице». 

 

Критика, даже если она конструктивная, мало кому нравится, но если с радостью принимать только похвалу и отвергать негативную оценку, то добиться успеха в какой-либо деятельности будет сложно. Надо извлекать пользу из рациональных замечаний. 

 

   Как без обид принимать критику? 

 

Надо уверенно защищать себя от деструктивной критики, отказываться от нее: «Извини, но я не воспринимаю мнение в такой форме.  Мне это неприятно, давай лучше закончим этот разговор/ не будем больше обсуждать это». 

 

Задавать уточняющие вопросы: «А что именно тебе не понравилось» или «Что именно было не так по твоему мнению?», «О чем именно ты сейчас говоришь? Что не получилось на твой взгляд?» — обычно необоснованно критикующие не могут ответить на этот вопрос.  

 

Просить обозначить и плюсы тоже: «Мне важно услышать не только плохо: что-то же хорошо получилось? Что из этого тебе все – таки понравилось?» 

 

Спрашивать совета, интересоваться чужой точкой зрения: «А как бы ты поступил в этой ситуации? А что еще можно было сказать? А как по-другому можно было сделать?» — в этой ситуации деструктивная критика может перейти в конструктивную. 

 

Помните, что любая критика – это всего лишь чья-то субъективная оценка! Вы вольны как прислушаться к ней, так и проигнорировать — ваше мнение о своих действиях приоритетно! 

Если «токсичная» критика все-таки задеваети защититься от нее не получается, звоните нам  мы вместе разберемся, что делать в этой ситуации 8 800 2000 122.