Новости
06.12.2016
Пошаговая инструкция по выбору профессии

Первый этап: обрисуй желания, склонности, предпочтения («хочу») относительно будущей профессии

СТРАТЕГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. Первый этап: обрисуй желания, склонности, предпочтения («хочу») относительно будущей профессии (да и вообще жизни: ведь профессия во многом определяет весь ее уклад).

Для начала вспомни все профессиикоторые привлекают тебя сейчас. Постарайся просто набросать список, невзирая ни на престижность профессии, ни на то, насколько реально ее получить. Попробуй понять, что общего во всех этих профессияхМожет, то, что все они творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Цепляйся за любое сходство. Так ты сможешь понять, что тебе важно в профессии. И сможешь найти это же и в других специальностях (если вдруг те, что первыми пришли в голову, почему-то недоступны). Работа с какими объектами труда, наиболее интересна и доставляет удовольствие? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.). Только не перепутай: если ты любишь часами сидеть за компьютером в интернете, это не означает, что ты склонен к работе с техникой: может быть, компьютер для тебя в данном случае — просто способ общения с людьми? Составь список требований к условиям трудаНа улице тебе хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? А как насчет командировок? Есть желание работать в тесном общении с коллегами или полностью в индивидуальном режиме? Важен ли расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который можете регулировать самостоятельно?

2. Второй этап: проанализируй возможности и способности («могу»).

Вспомни предметы, которые лучше всего даются тебе в школе, задачи какого типа тебе всегда легко решать, к точным наукам или гуманитарным у тебя больше способностей, какие задачи предпочитаешь, на четкий алгоритм действий или творческие.

  • Оцени уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайся на свой опыт, а также спроси у своих близких, как они тебя видят.
  • Опиши личные качества — какой ты человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист? Можете записать 10 основных качеств, присущих тебе.
  • Оцени физические и физиологические возможности, ограничения по здоровью. При выборе некоторых профессий это тоже может быть важным.

3. Третий этап: изучи разные профессии.

Каждая из профессий требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Все это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у тебя.

Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда. Даже если тебе кажется, что ты знаешь о желаемой профессии все, найди ее полную профессиограмму и ознакомься с ней. Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д. В рамках одной профессии разные специальности могут предполагать несколько разные требования к тем, кто их выполняет, обращай на это внимание.

Читая информацию о профессии, сразу соотноси ее требования к личности и возможности, которые она дает, с теми твоими особенностями, о которых шла речь выше.

Возникает вопрос: «А какие профессии изучать?» Конечно, сначала ты прочтешь описания тех профессий, которые чем-то привлекают. Однако, важно не останавливаться на этом и познакомиться с большим количеством профессий, родственных тем, что ты выбрал в первую очередь и даже не родственных. Будь открыт новому, не избегай вариантов, которые кажутся на первый взгляд совершенно неподходящими. К сожалению, часто бывает, что школьник сосредоточивается на одной профессии, даже не рассмотрев альтернатив и тем более не видя существующего огромного разнообразия интересных профессий.

Допустим, решил для себя старшеклассник, что будет психологом, потому что ему нравится анализировать поведение людей. Почему бы в таком случае не рассмотреть профессию маркетолога? Ведь и этот специалист изучает поведение людей и моделирует его, только в другой сфере. Маркетологу требуется больше математических знаний, а в остальном все очень похоже. И теперь представьте себе, что у нашего старшеклассника как раз неплохие математические способности. Выбрав профессию психолога, он, скорее всего, не сможет их реализовать, а выбрав профессию маркетолога — вполне. Поэтому так важно на этапе выбора избежать сужения круга рассматриваемых профессий. В идеале следует прочесть описания всех профессий, особенно незнакомых: а вдруг среди них найдется как будто созданная специально для тебя?

Существует и другой вариант знакомства с профессиями. Если у тебя есть такая возможность, посмотрите на них «изнутри» и пообщайтесь с работающими специалистами. Старшекласснику можно устроиться по многим специальностям стажером или помощником — было бы желание.

4. Четвертый этап: проанализируй ситуацию на рынках обучения и труда

Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в твоем регионе. Имей в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то тебе нужно будет иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.

Обрати внимание и на уровень зарплат в интересующих тебя отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся источником существования». Где найти эту информацию? Опять же, если интернет под рукой, зайди на любой сайт по трудоустройству и пройдись по базе предлагаемых вакансий в вашем регионе. Это самые объективные данные. Аналогичные сведения можно получить в центре занятости своего города либо на молодежной бирже труда, которая также есть во многих городах.

Обрати внимание и на возможности получения образования по профессиям, которые ты рассматриваешь. Обучают ли этой профессии в твоем регионе или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование? А если нет, то сколько придется заплатить за обучение?

5. Пятый этап: делай выбор!

Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы, но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой, но не даст возможности реализовать себя. А третья полностью подходит тебе по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в твоем регионе. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.

Тебе нужно будет решить, что для тебя потенциально менее затратно. Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать только тебе! Однако ты всегда можешь обратиться к специалисту-профконсультанту или к психологу, например, школьному. Эти люди не примут за тебя решений, но помогут разобраться в себе.

Итоговое решение будет только твое собственное. Отнестись к нему нужно, конечно, серьезно. Но не мешает и помнить, что выбор это всё-таки не окончательный. Позднее ты сможет сменить профессию, если окажется, что выбранная не подходит. Так что не нужно нагнетать обстановку, если пока нет ощущения «своей профессии». Ко многим людям это понимание приходит уже в достаточно зрелом возрасте. В случае неопределенности ты можешь выбрать оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.